Глоссарий по дошкольному образованию
Адаптированная образовательная программа –
образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
Амплификация – обогащение детского развития.
Вариативная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования –
это часть основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, формируемая участниками образовательного процесса
дополнительно к инвариантной, и отражающая: 1) видовое разнообразие
учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; 2)
специфику социально-экономических, национально-культурных,
демографических, климатических и других условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
Вариативность среды –
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов,
игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей.
Возрастная адекватность дошкольного образования – соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.
Воспитанники – лица,
осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица,
осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным
проживанием или нахождением в образовательной организации.
Доступность среды – доступность для воспитанников, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений,
где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ
детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к
играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды
детской активности; исправность и сохранность материалов и
оборудования.
Дошкольное детство –
гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов
его развития, его непосредственность и непроизвольность.
Дошкольная образовательная организация –
образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели
её деятельности образовательную деятельность по образовательным
программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Двигательная форма активности ребёнка – овладение основными движениями.
Игровая деятельность – сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры.
Изобразительная форма активности ребёнка – рисование, лепка, аппликация.
Индивидуализация образования – поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития.
Индивидуализация дошкольного образования –
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования.
Инновационная деятельность ориентирована
на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического,
организационного, правового, финансово-экономического, кадрового,
материально-технического обеспечения системы образования и
осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными
действующими в сфере образования организациями, а также их
объединениями.
Качество образования –
социальная категория, определяющая состояние и результативность
процесса образования в обществе, его состояние потребностям и ожиданиям
общества, отдельных социальных групп в развитии и формировании
жизненных, профессиональных, гражданских компетенций личности. Качество
образования определяется совокупностью показателей, характеризующих
различные аспекты образовательной деятельности учреждения: содержание
образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу,
кадровый состав и т. д., которые обеспечивают образование детей.
Коммуникативная деятельность – общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование – обеспечение
коррекции нарушений развития различных категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной
помощи в освоении Программы; освоение детьми с ограниченными
возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных
потребностей, социальной адаптации.
Материально-техническое обеспечение программы – учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Механизмы развития ребёнка – общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность.
Музыкальная форма активности ребёнка –
восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных
инструментах.
Образование –
единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся
общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых
знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и
компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого, физического и (или)
профессионального развития человека, удовлетворения его
образовательных потребностей и интересов.
Образовательные области дошкольного образования: социально-коммуникативное
развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Образовательные программы –
программы, направленные на решение задач формирования общей культуры
личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных
программ. Сюда входят программы дошкольного образования, начального
общего образования, основного общего образования, среднего (полного)
общего образования – документы государственного образца,
характеризующие содержания образования и направленные на достижение
определённых государством образовательных уровней.
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются
и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом
соответствующих примерных образовательных программ дошкольного
образования.
Образовательные программы дошкольного образования направлены
на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми
дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного
возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов
деятельности.
Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.
Образовательная среда –
совокупность образовательного процесса, особенностей его
организации, а также его программно-методического, учебно-материального,
материально-технического, психолого-педагогического,
медико-социального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды,
ТСО, медицинского сопровождения, питания).
Образовательная среда -
совокупность образовательного процесса, особенностей его
организации, а также его программно-методического, учебно-материального,
материально-технического, психолого-педагогического,
медико-социального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды,
ТСО, медицинского сопровождения, питания).
Образовательная среда для ребенка дошкольного возраста - предметно-пространственная
развивающая образовательная среда; характер
взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими
детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе
самому.
Обучение –
целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по
овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению
опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта
применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся
мотивации получения образования в течение всей жизни.
Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья –
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Основные характеристики дошкольного образования – объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Педагогическая диагностика –
оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста,
связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в
основе их дальнейшего планирования.
Педагогический работник –
физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет
обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации
образовательной деятельности.
Познавательное развитие предполагает
развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях
нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете
Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии
стран и народов мира.
Познавательно-исследовательская деятельность – исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
Полифункциональность материалов
– разнообразное использование различных составляющих предметной
среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих
жестко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе
природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской
активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской
игре).
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования –
это связь и согласованность каждого компонента образования (целей,
задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих
эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и
обучение на данных ступенях образования.
Примерная основная образовательная программа –
учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный
календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая
рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и
(или) определённой направленности, планируемые результаты освоения
образовательной программы, примерные условия образовательной
деятельности, включая примерные расчёты нормативных затрат оказания
государственных услуг по реализации образовательной программы.
Присмотр и уход за детьми –
комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового
обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима
дня.
Психологическая диагностика развития детей – выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: психолого-педагогическое
консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей)
и педагогических работников; коррекционно-развивающие и компенсирующие
занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; комплекс
реабилитационных и других медицинских мероприятий.
Развивающая образовательная среда – система условий социализации и индивидуализации детей.
Речевое развитие включает
владение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Самоценность детства –
понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого
по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком
сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему
периоду.
Социально-коммуникативное развитие направлено
на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со
взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда
и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе.
Специальные условия образования –
специальные образовательные программы, методы и средства обучения,
учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы,
технические средства обучения коллективного и индивидуального
пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи,
сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация
образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для
свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями
здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские,
социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду
образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение
образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья
затруднено.
Средства обучения и воспитания –
приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь,
инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия,
компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети,
аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные
образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты,
необходимые для организации образовательной деятельности.
Трансформируемость пространства –
изменения предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
Уровень образования – завершённый цикл образования, характеризующийся определённой единой совокупностью требований.
Федеральный государственный образовательный стандарт –
совокупность обязательных требований к образованию определенного
уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки,
утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
Федеральные государственные требования –
обязательные требования к минимуму содержания, структуре
дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и
срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с
настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти.
Физическое развитие включает
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и
гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной
системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и
мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба
организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки,
повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о
некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Художественно-эстетическое развитие
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах
искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют
собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Экспериментальная деятельность направлена
на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных
технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме
экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются
Правительством Российской Федерации.
Источники:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Комментариев нет:
Отправить комментарий