Страницы

Педагогу на заметку. Методический материал

Уважаемые коллеги!
Буду рада, если мой опыт и мои публикации окажутся Вам полезными,
и Вы оставите свои комментарии!
 
Методическая копилка - это информационный банк, где хранятся познавательные занятия, педсоветы, семинары и практикумы, смотры-конкурсы, консультации.

Вашему вниманию представлены материалы с разной тематикой, которые вы можете использовать в работе.



Страница "Методический материал"
включает следующие  разделы  

Социально-коммуникативное развитие

1. Система работы по развитию коммуникативности как фактора социальной адаптации

Включает в себя формы работы по трем направлениям:
  • развитие диалогической речи,
  • развитие коммуникативности,
  • развитие культуры общения и поведения.
Download
Система работы по развитию коммуникативности как фактора социальной адаптации.
Adobe Acrobat Document 191.9 KB
2. Система игр на развитие коммуникативных навыков старших дошкольников
Система игр (тема, цель, материал, ход игры)  включает в себя три этапа:
  • 4-5 лет,
  • 5-6 лет,
  • 6-7 лет
Download
Система игр на развитие коммуникативных навыков
Adobe Acrobat Document 417.7 KB

3. Развитие коммуникативных способностей у  старших дошкольников как фактор социальной адаптации

Опыт работы ДОУ по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников.
Download
Развитие коммуникативных способностей у
Adobe Acrobat Document 142.5 KB
Download
Наблюдение в младшей группе Пернатые друзья
Adobe Acrobat Document 150.7 KB

Download
Наблюдения в младшей группе Дерево.pdf
Adobe Acrobat Document 78.0 KB

Download
Картотека прогулок младшая группа.pdf
Adobe Acrobat Document 682.2 KB
Download
Наблюдения в старшей группе Осень.pdf
Adobe Acrobat Document 48.1 KB

Download
Наблюдения в средней группе Осень.pdf
Adobe Acrobat Document 131.6 KB

Download
Картотека прогулок средняя группа.pdf
Adobe Acrobat Document 610.6 KB
На странице "ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ"собраны ссылки на периодические печатные издания и сетевые педагогические сообщества.

Очень понравился сайт barius.ru.
Это Детская библиотека, где вы можете смотреть и скачивать сканы книг и журналов онлайн. Многие книги доступны в форматах аудио, видео, текста.
Представлена детская литература и иллюстрация СССР.




































































































































































































































































ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ 
МАСТЕРСТВО?


С этим вопросом можно обратиться к десяти, ста, тысяче педагогов -практиков, и каждый даст свое определение, хотя в основе все они имеют в виду одно и то же. Дело здесь, естественно, не в четкости формулировок, а в том, что большинство педагогов говорит с позиций собственного опыта. Для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - понятие более абстрактное и всеобъемлющее, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается как нечто более конкретное и, как правило, включает в себя то, чего чаще всего ему недостает. Значит, понятие мастерство для педагогов-практиков понятие не абсолютное, не конкретное, имеющее свои «четкие границы», но, безусловно, для каждого это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится. 
Мастерство, действительно, образно говоря, можно сравнить с вершиной, к которой каждый педагог идет практически всю свою жизнь. Но оказывается, что эта вершина для некоторых так и остается недостигнутой, а для кого-то оказалась достигнутой лишь на треть, на половину. Для одних педагогов она является определенным стимулом в работе, других, напротив, повергает в растерянность своей недостижимостью. Но встречаются и такие воспитатели, которые не стремятся к восхождению на «педагогический Олимп», а воздвигают свою высоту и достигают ее, затем ставят новый для себя рубеж, складывая свою вершину, как пирамиду, из больших и малых успехов, которые для них и являются «строительным материалом». Различны эти вершины. . . 

Но различны не только вершины, различен и путь, ведущий к ним. Для кого-то - это широкая дорога, для кого-то - тернистая извилистая тропинка, а для кого-то - бесконечный путь со спусками и взлетами, путь познания и достижения, творчества во имя воспитания и обучения подрастающего поколения, во имя ребенка. 

Так какова же высота главной вершины, вершины педагогического мастерства? Вопрос далеко не риторический. Действительно, а есть ли эталон мастерства? Для всех ли он доступен? Или не мы выбираем вершины, а они выбирают нас? Сравнимы ли, наконец, сами вершины? 

Редко можно встретить опытного педагога, который бы сказал, что он достиг своей вершины. Дело, видимо, не в ложной скромности этих людей, а в великой требовательности к себе. Безусловно, есть у каждого педагога-мастера возможность сказать о том, что он достиг вершины. Но, оказывается, для тех, кто творит, любое достижение сегодня должно быть улучшено уже завтра. 

У каждого своя вершина, свой путь к ней, хотя измерения ее практически едины: знания, трудолюбие, любовь к детям, творчество, собственная позиция, т. е. «Я», и многое-многое другое. По словам педагогов-мастеров, вершины имеют удивительное свойство отодвигаться, т. е. , проделав определенный путь, обнаруживаешь, что достигнутая цель для тебя уже не предел, что перед тобой уже стоит новая, а значит, снова в путь к той, которую еще предстоит создать или покорить. И кто возьмется подсчитать, сколько их было или будет у каждого учителя, который твердо вступил на «тропу мастерства», т. е. бесконечного движения и совершенства. 

На профессиональном пути каждый педагог  испытывает сомнения и разочарования, радость побед и отчаяние, когда все хочется бросить, но вместе с тем и великую влюбленность в свое дело, большую благодарность тем, кто вручил тебе свою жизнь, кто поверил в тебя и ради которых ты обрекаешь себя на муки творческих побед. 

Порой мастерство пытаются рассматривать как синоним опыта. Но как не наступает зрелость у выпускника школы с получением аттестата зрелости, так не покоряются вершины мастерства сединам, даже педагогическим. 

Мастерство рождается в сплаве глубоких и прочных знаний, практического опыта педагога и творческого подхода в организации учебно-воспитательного процесса, создании условий для максимального развития личности ребенка. 

Педагогическое-мастерство - явление, безусловно, емкое и многогранное. Это, видимо, и объясняет тот факт, что каждый мастер «открывает» свою сторону, свой аспект педагогической деятельности, находя новые формы взаимодействия с воспитанниками и коллегами, раскрывая возможности детей, создавая особый микроклимат в группе, классе, школе, и многое-многое другое, включая самосовершенствование личности самого педагога. А личный пример педагога - это новые увлеченные молодые люди, новые творческие личности. 

Нередко, давая высокую оценку профессионального уровня педагога, говорят: «Мастер». Это самая высокая оценка, самое высокое звание для воспитателя или учителя. И нет такого начинающего и даже зрелого педагога, который не мечтал бы стать мастером. А можно ли им стать, или мастером нужно родиться? Это один из вечных вопросов, на который искали и ищут ответ как студенты, так и начинающие учителя. В старину говорили, что мастерство начинается с секретов, и чем больше их, тем выше мастерство. Такие профессиональные секреты нередко носили семейный характер, передавались только по наследству. 

Анализ педагогического опыта показывает, что и у учителей есть такие секреты, которые накапливаются в опыте. Чем опытнее педагог, тем большим количеством секретов-находок он владеет. Значит ли это, что мастерство вырастает из опыта? В определенной степени, конечно, ибо вне практической деятельности нет и самого педагога. Здесь уместно уточнить, что если попытаться вывести формулу педагогического мастерства, то первым его слагаемым станут знания, а затем уже идет опыт. Но как показывает анализ педагогической практики, далеко не каждый опытный педагог является мастером, да и сами секреты - результат не деятельности вообще, а прежде всего творчества. А если это так, то в нашей формуле появляется еще одно слагаемое - творчество. Действительно, творчески работающий педагог  никогда не пользуется шаблоном и не передает механически материал, изложенный только в учебнике. Он преподает с воодушевлением, пробуждает и постоянно поддерживает активный интерес у детей к знаниям.  Кто-то радуется за своих воспитанников, особенно переживая за трудных и слабых учеников, а кто-то из педагогов проявляет «железную хватку», видя в этом главное условие педагогического успеха. Таким педагогам все равно  как живут и о чем мечтают их воспитанники, каковы их планы и идеалы и т. п.  Они никогда не становятся мастерами. Почему? Да потому, что есть еще одно слагаемое педагогического мастерства -любовь к детям. Именно любовь к детям - тот определяющий компонент, слагаемое, без которого нет и не может быть мастера-педагога. 

Путь к мастерству всегда долог и тернист. Он имеет свои взлеты и разочарования, свои вершины и рифы. Счастлив тот, кто достиг хоть одну из вершин, кто нашел свою, кто помог взойти на нее другим! 

Счастливого педагогического пути! 


Комментариев нет: